Биография
Фаина родилась в Таганроге в 1986 году. С детства она тяготела к актерской игре, постоянно занимаясь лицедейством. В 1911 году Фаина познакомилась с другой известной актрисой театра своего времени – Павлой Вульф, которая произвела впечатление на Фаину своей игрой. В 1917 году Фаине очень повезло, она переехала в Москву, стала ученицей Павлы, получив хороший шанс стать большой актрисой. После того, как ее родители иммигрировали из России после революции, Раневская осталась в Москве совершенно одна. Она закончила одну из частной актерской школы, но с таким актерским образование ее никуда не брали, даже на эпизодические роли.
Главное — живой жизнью жить, а не по закоулкам памяти шарить.
Начало карьеры
По совету Павлы Вульф, Раневская поехала в Ростов-на-Дону выступать в провинциальном театре. Там она играет множество ролей в самых различных знаменитых пьесах таких, как «На дне», «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Чайка». Играя разные женские характеры, Раневская получила огромный опыт, который пригодился ей в будущем, в кинематографе. В 1931 году Раневская вернулась в Москву и отметилась дебютом в театральной постановке «Патетическая соната». Не самая приятная, на первый взгляд, роль проститутки, Раневской пришлась кстати. Фаина сумел отлично показать внутреннюю тоску героини по лучшей жизни, за что была удостоена шанс на роль в кино.
В 1934 году Фаина Раневская сыграла в немом фильме «Пышка». Фаине пришлось работать исключительно мимикой и жестами, с чем она отлично справилась, получив новые вызовы. Фаина Раневская настолько хорошо играла, что некоторые режиссеры специально придумывали персонажей для нее, при этом текст они оставляли самой Фаине. В последующие несколько лет ее фильмография пополнилась многими хорошими картинами, среди которых можно выделить «Золушку» (роль злобной мачехи), семейную комедию «Подкидыш» и «Весну». С наступление эпохи звукового кино в СССР, Раневская, со своими умения говорить, стала просто нарасхват.
Творческий метод Раневской был в построении гротескного образа внутри себя. Ее настроение было не снаружи, не на лице, не в мимике, а внутри нее самой. Вероятно, зачастую Фаина даже и не играла, а, действительно, переживала жизнь своей героини. Во время процесса она отключалась от внешнего мира, и обитала только в своем внутреннем мире, таким образом фильмы с ее участием было смотреть очень интересно. Люди, которые ее близко знали, утверждают, что в жизни она постоянно была где-то в своем мире. Раневскую называют актрисой психологических ролей – единственную и неповторимую, больше таких не было. Никто не может раскрыть внутренний мир персонажей та, как это делала Фаина.
Последние годы
Последние десять лет своей жизни Раневская играла в основном в театре. За десять лет вышло только три картины с ее участием – «Сегодня- новый аттракцион», «Дальше-тишина» и «Комедия давно минувших дней». «Дальше-Тишина» был поставлен еще и в театре, где Раневская сыграла ту же роль Люси Купер. Несмотря на то, что Фаина была известна еще и своим чувством юмора — способность писать колкие анекдоты и афоризмы, она, по ее собственному утверждению, постоянно чувствовала себя одинокой, что и помогало ей играть тяжелые психологические роли. Самокритичная актриса умерла в 1984 году, оставив советскому и мировому кинематографу память о том, как нужно показывать внутренний мир героев. К сожалению, приблизиться к ее уровню мастерства никому так и не удалось, как и к экстраординарности ее личности.
Список фильмов с Фаиной Реновской
- 1934 — Пышка — госпожа Луазо
- 1937 — Дума про казака Голоту — попадья
- 1939 — Ошибка инженера Кочина — Ида Гуревич, жена портного
- 1939 — Подкидыш — Ляля
- 1939 — Человек в футляре — жена инспектора гимназии
- 1940 — Любимая девушка — Маня, тётка Добрякова, сотрудница роддома
- 1941 — Мечта — Роза Скороход
- 1941 — Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем — Горпина
- 1942 — Александр Пархоменко — тапёрша
- 1943 — Новые похождения Швейка («Солдатская сказка») — тётушка Адель
- 1943 — Родные берега (новелла «Три гвардейца») — Софья Ивановна, директор музея
- 1944 — Свадьба — Настасья Тимофеевна, мать невесты
- 1945 — Небесный тихоход — профессор медицины
- 1945 — Слон и верёвочка — бабушка
- 1947 — Весна — Маргарита Львовна, экономка
- 1947 — Золушка — мачеха
- 1947 — Рядовой Александр Матросов — военврач
- 1949 — Встреча на Эльбе — миссис Мак-Дермот
- 1949 — У них есть Родина — фрау Вурст
- 1958 — Девушка с гитарой — Зоя Павловна Свиристинская
- 1960 — Осторожно, бабушка! — Елена Тимофеевна
- 1960 — Драма (короткометражный) — Мурашкина
- 1964 — Лёгкая жизнь — Маргарита Ивановна, она же «королева Марго», спекулянтка
- 1965 — Первый посетитель — старая дама
- 1966 — Сегодня — новый аттракцион — Ада Константиновна Брандт, директор цирка